Поисковая система от Майла — история развития и особенности продвижения сайта под поисковик майл.ру

Продолжаем обзор поисковых систем рунета, который мы начали, естественно, с Google. Также мы почтили память канувших в лету поисковиков Рамблер и Aport, ну и теперь очередь пришла препарировать Поиск@Mail.ru.

Его особенность заключается в том, что своим собственным поисковым движком он обзавелся относительно недавно, а всю свою огромную аудиторию собрал благодаря наличию в своем составе очень мощных трафикогенерирующих сервисов.

Собственно, история Майл.ру и начиналась с одного из таких сервисов — предоставления всем желающим бесплатных почтовых ящиков с окончанием @mail.ru. Это уже потом, получив огромную популярность и вкусив плодов славы и больших денег, компания начала превращаться в мега-портал.

Сейчас ей принадлежат такие монстры, как «Одноклассники» и «Мой мир», Афиша, «Вопросы и ответы», Облако@Майл.ру, Агент, Майл Деньги — в общей сумме около 40 крупнейших сервисов в рунете, среди которых затесался и поиск.

Майл.ру — становление и роль поиска Go.mail.ru

Общая аудитория этого гиганта составляет сейчас порядка 80 миллионов посетителей в месяц. Из них больше трети приходится на сервис Почта@майл.ру, четверть — на «Одноклассники» и «Мой мир». Количество посетителей, использующих поисковую системы, подбирается к цифре в 20 миллионов, если верить статистике счетчика LI (http://www.liveinternet.ru/stat/ru/searches.html):

В процентном соотношении это составляет около 10% от общей доли поиска в рунете, что позволяет Mail.ru занимать почетное третье место после таких гигантов, как Яндекс и Google. Если бы этого результата достиг поисковый сервис без учета всего обвеса в виде социальных сетей, крупнейшего в рунете почтового сервиса, блог-платформы, рейтинга сайтов, каталога и прочих рюшечек, то я бы сказал, что это просто замечательный результат.

Однако говорить о поиске в отрыве от всего того, что принадлежит компании Майл.ру Group и где доступна поисковая строка, не приходится. Само по себе качество выдачи, даже по мнению самих разработчиков, не блещет изысками по сравнению с основными конкурентами.

Но давайте обо всем по порядку. Сама официальная страница поисковика расположена по адресу Go.mail.ru и представляет из себя сплав минимализма Гугла, функциональности Яндекса, и имеет возможности подключения картинки аля Bing (Бинг)) (дизайн стал таким совсем не давно и в общем-то вызывает только приятные ассоциации):

Добавить свой ресурс в поиск майла можно будет тут, а о том, как добавить сайт в другие поисковики, читайте по ссылке. Что примечательно, существует и другая поисковая система, расположенная по адресу O.go.mail.ru — это тестовая площадка, где обкатываются все нововведения, которые появятся в основном поиске только через неделю-другую.

Ну и, конечно же, строка поисковика присутствует и на главной странице мультипортала, которая сравнительно недавно претерпела редизайн:

Прошлым летом по телевидению начали демонстрировать ролики рекламирующие именно поисковик Майл.ру, которые вызвали некоторое недоумение и негодование у веб общественности. Ведь все знают, что сейчас он у них работает на базе движка Гугла и нет никакого смысла рекламировать его, как отдельный сервис.

Однако все не так просто и рекламировать его, как отдельный самостоятельный сервис, у этой компании имеются все основания. Но давайте начнем сначала и посмотрим на этот вопрос в историческом масштабе.

Итак, в далеком 1998 году группа программистов, работающих на буржуйскую компанию, но территориально базирующихся в Питере, решила выложить на тестовый сайт свое программное обеспечение по поддержке почтового сервиса (для тестирования и отладки).

Неожиданно возможность получить бесплатный ящик с окончанием @mail.ru вызвало большой интерес у пользователе рунета, и уже через несколько лет число зарегистрированных пользователей превысило миллион (сегодня ежедневный трафик сервиса почты превышает 10 миллионов человек).

Постепенно компания стала обзаводиться новыми сервисами, среди которых были Агент (сегодня это 20 миллионов пользователей ежемесячно), Мой Мир (примерно столько же), Ответы@майл.ру, и относительно недавно приобретенные «Одноклассники» и ICQ.

Всеми этими богатствами сейчас владеет и распоряжается объединенная компания, которой, кстати, принадлежат еще около 40% акций социальной сети Вконтакте и пару процентов Facebook. В общем, люди очень серьезные и состоятельные. Но нас в этой статье больше интересует история развития именно поисковой системы.

Какой движок поиска используется на Mail.ru

Понятно, что такому большому проекту просто необходим был поисковик не только по своим собственным ресурсам, но и по всему интернету, ибо это один из самых необходимых инструментов порталов (точек входа пользователей во всемирную паутину WWW). До 2006 у них использовался движок от русского сегмента Google. Но затем он был заменен на поисковую систему Yandex.ru.

Причем, Яндекс и Гугл тоже заинтересованы в использовании их движка на таком крупном куске пирога размером в половину рунета (по данным статистики Alexa, мультипортал майла имеет 3 место по посещаемости):

Дело в том, что заработать хорошие деньги у этих монстров получается достаточно эффективно только с контекстной рекламы (Яндекс на Директе и Гугл на Адвордсе, соответственно). У меня, кстати, основной доход тоже приносит контекст от РСЯ (рекламная сеть Яндекса).

Вот именно на почве дележа доходов с показа контекстной рекламы Директа в выдаче поиска mail.ru и возникли трения у этих двух гигантов. В результате с 2010 года там опять используется движок поиска от Гугла и крутится реклама Адвордса. Говорят, что Google смог сделать предложение, от которого было трудно отказаться (60 процентов с каждого клика по его контексту).

Но это вовсе не означает, что сейчас на Майл.ру используется именно движок Гугола. Это так и не так одновременно. Дело в том, что он используется при поиске по зарубежному интернету, а вот при рыскании по рунету используется свой собственный движок, который активно разрабатывался компанией с 2006 года.

Движок называется GoGo.ru (при переходе по этому адресу вас перебросит на Go.mail.ru). Т.о. в отличии от Яндекса, поиск Go.mail.ru может искать по всему мировому интернету.

GoGo.ru имеет свои особенности, и именно этот движок определяет качество данной поисковой системы в целом, которое мы имеем возможность наблюдать сейчас. Даже на примере моего скромного блога KtoNaNovenkogo.ru, по данным Метрики можно косвенно оценить качество этого поисковика по показателю отказов пользователей, которые снизошли ко мне с майла:

Как вы можете видеть, процентное соотношение отказов пользователей, пришедших с поисковой системы mail.ru, примерно в три раза выше, нежели у ее основных конкурентов. Да и среднее время, проведенное этими пользователями на моем сайте, не очень высокое.

Однако, это объясняется в основном тем, что в нем вылезли только жирные односложники, по которым в любом поисковике идет высокий процент отказов. Что такое отказы и прочие метрики, которыми оперируют системы статистики различных счетчиков, вы можете узнать из статьи про посещаемость.

Вряд ли движок Гугла при поиске по рунету мог бы дать такие печальные результаты, в связи с чем не совсем понятна аргументация при использовании собственного поиска GoGo.ru, если он априори будет хуже и на его развитие нужно тратить деньги. Загадка, однако.

Еще одной особенностью является его так называемая социализация. Т.к. этой корпорации принадлежит «Мой мир», то со сбором данных с этой социальной сети проблем не возникает, в связи с чем в поисковой выдаче Go.mail.ru появляются рекомендации пользователей этой социалки (было бы здорово, если бы отображался и негатив с «-» для полноты картины):

Вообще, на примере успешного сотрудничества поисковика Bing и социальной сети Фейсбук (вместе с Яху они уже отъели треть рынка в штатах, где Google раньше правил безраздельно), можно сказать, что у социального поиска есть будущее.

Если говорить об алгоритмах работы этой поисковой системы, то имеет место машинное обучение аля Матрикснет. Понятно, что оно требует наличия штата асессоров, которые есть у Майл.ру в количестве около ста человек. В общей сложности используется около 250 факторов ранжирования, среди которых присутствуют, естественно, и поведенческие факторы.

Кстати, в панели Mail.ru для вебмастеров есть возможность отслеживать эти самые поведенческие характеристики для своего сайта, чего нет в панелях Яндекса и Гугла. И тут они сумели выделиться.

Ну, а в будущем разработчики клятвенно обещают реализовать поддержку региональности в Go.mail.ru на манер той, которая есть пока что только у зеркала рунета (кстати, это основной фактор, определяющий популярность данной поисковой системы у обывателей желающих что-то купить, а Гугол остается в основном отвечать на информационные запросы пользователей рунета).

Аудитория этого поисковика имеет постоянное ядро, которое, наверное, образовано теми, кто привык входить в интернет через Майл. Также отмечено, что эта аудитория смещена в сторону регионов, ее средний возраст выше, нежели у основных конкурентов, и в ней имеет место быть больший процент представительниц прекрасного пола.

Продвижение под поисковик Майла на моем примере

Конечно же, это косвенные показатели качества поиска и взятые выборочно для отдельного сайта, но тем не менее. Кстати говоря, если продолжать анализировать мой блог в качестве подопытного кролика, то из показателей того же ливинтернета становится видна еще одна закономерность. Количество посетителей, пришедших на Майла, будет напрямую зависеть от той ссылочной массы, которую накопил ваш проект.

Поясню немного график, но прежде перейду на шепот, чтобы поисковики не услышали того, что будет написано в ближайших абзацах (для этого существуют специальные Html теги, если вы помните). Итак, до лета 2011 года я пропагандировал абсолютно бесплатное продвижение сайта самостоятельно, чтобы не платить за ссылки и работу.

На самом деле все это работает (в том числе и база жирных сайтов, хотя ее я зарядил уже после оранжевой линии), что видно по графику роста трафика с Яндекс и Гугла до первой пунктирной линии оранжевого цвета.

Но вот на поисковую систему Майл.ру мои телодвижения по внутренней оптимизации и бесплатному получению ссылок с профилей вообще никакого впечатления не произвели:

Первая пунктирная линия (оранжевая) знаменует собой победу над жабой (которая душила меня до этого). Где-то в мае прошлого года я решился на эксперимент с закупкой ссылок на биржах ГоГетЛинкс, ГетГудЛинкс и РотаПост.

Ничего в этом сложного не оказалось, в чем вы можете убедиться, ознакомившись с обзорными статьями по работе в Ротапост и Gogetlinks (в GetGoodLinks все аналогично, ибо обе эти биржи имеют одинаковый функционал и принадлежат одному владельцу — Алексею Куракову, который в свое время даже согласился дать интервью для этого блога).

Итак, если вернуться к нашему графику, то именно с этого момента (оранжевая линия) и начинается рост трафика с поиска Майла. Т.е. получается, что обратные ссылки имеют превалирующее значение при ранжировании сайтов в этой поисковой системе. Кстати, в этот период я покупал ссылки исключительно на тематичных площадках, что не замедлило сказаться на существенном росте Тиц (тематического индекса цитирования) к концу лета и началу осени.

Если говорить про остальные поисковики, то Яндекс реагировал на появление ссылочной массы с некоторым лагом (отставанием) по сравнению с Google, который уже через неделю-другую улучшал позиции сайта по тем запросам (а они, в свою очередь, подбирались в Вордстате под семантическое ядро), на которые закупались ссылки (читайте статью про подбор анкоров ссылок).

Гугл быстро реагирует на появление ссылок по сравнению с Яндексом, однако со временем их влияние может снижаться. Видимо за это время успевают учесться поведенческие факторы по данным запросам и отсеивается все наносное и искусственно притянутое за уши. Ну, а mail.ru так вообще только после этого (начала покупки ссылок) сдвинулся с мертвой точки по отношению к моему блогу.

Как вы думает, что обозначает вертикальная пунктирная линия фиолетового цвета на приведенном чуть выше графике? Ну, собственно, в этот период я переключился с уже упомянутых бирж вечных ссылок на биржу статей Collaborator.

Для этого было несколько предпосылок, но самой весомой стала та, что мне не нужно было тратить деньги на написание статей или же писать их самому. Я имею в виду статьи, в которые вы вставляете обратные ссылки и размещаете их потом на сайтах донорах через Миралинкс (читайте подробную статью про работу в бирже статей MiraLinks).

Именно после этого и начался сильный рост трафика с поисковика Майл.ру (после фиолетовой пунктирной линии). Правда и поток посетителей с Google тоже очень быстро начал расти после этого. Настолько быстро, что даже опередил Яндекс, который по обычаю отстает в реакции на внешние раздражители (главное, чтобы вообще среагировал в плюс, а не проигнорировал их). Такая же тенденция сохраняется и по сей день:

Вот такой вот краткий пример продвижения под эту загадочную поисковую систему. Но опять же, все это вилами на воде писано, ибо один единственный сайт не является доказательством чего бы то ни было. Однако, это может быть кому-то и пригодится, особенно в дополнение к собственноручно набранной статистике.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Источник: ktonanovenkogo.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button